Великий пост – духовная весна, весна покаяния

"Прихожанин", February 27, 2023

Православные вступают в Великий пост – время воздержания и усердных молитв, время, когда через покаяние верующие люди стремятся приблизиться ко Христу. В чем главный смысл Великого поста? Как правильно провести этот значимый для духовного очищения период? На эти важные вопросы «Прихожанин» попросил ответить епископа Солнечногорского Алексия, наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря.

Владыка, справедливо ли утверждение, что Великий пост по своему значению выделяется из всех постов? Как верующие люди должны проводить это время?

Великий пост – само название говорит за себя. Святая Четыредесятница – это время, когда христианин, насколько это в его силах, старается остановить в себе суету. Накануне Великого поста христиане стараются примириться с ближними и испросить у Господа сил и крепости, чтобы достойно понести подвиг Святой Четыредесятницы. Особенно важна Первая седмица поста, когда на протяжении четырех дней на вечернем богослужении читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Во всех московских храмах вечернее богослужение начинается в 18.00, чтобы люди – пусть не все, но кто сможет – могли прийти помолиться после рабочего дня. Кто по каким-то причинам не может быть в храме, может прочитать текст канона дома. Господь принимает покаяние в любой форме. Хотя, конечно, лучше молиться в церкви. Так хорошо становится на сердце, когда звучат ирмосы покаянного канона и после каждого тропаря поют «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а все вместе прихожане совершают поклоны.

В конце первой седмицы, в субботу или воскресенье, верующие люди стараются исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.


Великий пост – это время покаянных молитв. На богослужениях читается молитва преподобного Ефрема Сирина, в которой мы просим Господа избавить нас от страстей и пороков, свойственных поврежденной грехом человеческой природе, и помочь нам приобрести добродетели. Хотелось бы, чтобы каждый человек понимал цель и смысл Великого поста. Посредством поста мы очищаемся от грехов и стремимся соединиться со Христом. Ведь неслучайно мы поем: «И святое Воскресение Твое славим». Проживая дни Святой Четыредесятницы в углубленной и покаянной молитве, отрешаясь от греховных земных дел, мы настраиваемся на то, чтобы вместе с Господом, спустя положенный срок, прославлять Его Святое Воскресение.

Как себя вести во время Великого поста? Для этого у нас есть Церковный устав. В нем говорится и об ограничениях в пище, и о количестве молитв, и о количестве поклонов. В то же время Церковь как чадолюбивая мать в творениях святых отцов разъясняет нам очень важный момент: каждый должен воспринимать пост в меру своих духовных и телесных сил. Важно не то, что вы чего-то не едите, соблюдая пост, – важно, какие плоды сокрушенного и покаянного сердца вы принесете Господу. Именно они и будут свидетельством вашей любви к Богу.

Люди часто говорят о трудностях поста, о бремени подвигов, забывая о том, что Великий пост по своей сути – это духовная весна, весна покаяния. Великий пост – это особое время, и нам, чтобы совершить подвиг покаяния и приблизиться к Светлому Христову Воскресению, важно иметь особый душевный настрой. Неслучайно перед постом поется «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» и псалом «На реках Вавилонских» – его некогда пели, сокрушаясь о своем окаянстве, иудеи, находившиеся в вавилонском плену. Мы все с вами тоже находимся в плену – в плену собственных страстей и греха. И тоже сокрушаемся.

В первый день Великого поста колокол возвещает братии и прихожанам, что настало время покаяния, время особых трудов, когда церковные службы длинные и, может быть, мы даже с некоторым нетерпением ждем их конца. Но все же очень важно с правильным настроем войти в Великий пост и прожить с этим настроем первую седмицу.

А дальше… Вы же знаете, как быстротечно время. Пойдут неделя за неделей, посвященные воспоминаниям святых. Потом наступит день выноса Креста –время, когда через Крестное древо страданий укрепляется душа христианина. А там уже и Вербная неделя, когда вспоминается Вход Господа в Иерусалим, Страстная, когда мы будем просить Бога, чтобы Он помиловал нас, как помиловал разбойника на Кресте… И вот уже Великая Суббота, когда Церковь вспоминает погребение Господа после распятия. И, наконец, долгожданное Святое Воскресение Христово.

Поверьте, время Великого поста проходит быстро, когда душа наполнена правильными и покаянными мыслями, когда мы не говорим: «Вон там, в миру, люди грешат…», – а сокрушаемся о своих грехах. Мне жаль тех, кто еще не приобщился церковной благодати, службам Великого поста. Но Господь ценит и любит каждого человека, Он жалеет даже неверующих. Хотя, я думаю, с каждым годом все больше и больше людей приобщается к Церкви. И каждый Великий пост кто-нибудь начинает впервые. Вот новообращенный приходит в храм, делает свои первые поклоны, совершает первые духовные подвиги, говорит первое сокрушенное: «Боже, милостив буди мне, грешному», – и уже чувствует, как душа его отделяется от земного тлена. Нас с вами окружает Божий мир, и только грех мешает нам соединиться со Христом. Именно в этом соединении и состоит главный смысл Великого поста, а вовсе не в скоромной еде, отказ от которой всего лишь средство побороть нашу греховность.

Ваше Преосвященство, скажите, есть ли различия в посте мирян и монашествующих? И как поститься, если человек работает, и порой на тяжелой работе? Как поститься больным, немощным, пожилым людям? Какие ограничения вводить в детский рацион питания, ведь для роста и развития детям необходимы молочные продукты?

У нас в монастыре по окончании утреннего богослужения, которое начинается в 6 часов братским молебном, у братии бывает постная трапеза. Каша, овощи, в среду и пятницу – постный супчик. В этом смысле монахам проще. Человек, который работает, вынужден согласовывать свои поступки со своими возможностями: он сам решает, когда и как ему питаться.

Всем мирянам – работающим, больным, немощным, пожилым – я могу дать довольно простой совет: смотрите по своим силам. Отдайте Богу столько сил, сколько сможете. И пусть ваша совесть вам подскажет, какой подвиг вы можете понести во время Великого поста. Как вам совесть подскажет, так и поступайте. Что же касается детей, то, как им поститься, должны решать их родители и духовник семьи. Поймите, Господь не требует от нас невозможного. Он не просит больного делать что-то, что принесет ему вред. Делайте то, что вам по силам. Здесь важно другое: не лукавьте, ища себе послаблений под предлогом работы или немощи. Кого вы хотите обмануть: себя, свою совесть, Господа?

Владыка, но сегодня времена непростые, люди испытывают финансовые трудности. И мы имеем дело с парадоксом, когда мясо и курица в несколько раз дешевле, чем рыба и овощи…

Мне трудно говорить об этом. Ведь нас здесь, в монастыре, Господь греет и питает. Но нарушать пост и выбирать мясо или курицу лишь потому, что они дешевле рыбы, овощей и фруктов, мне кажется неправильным. Может быть, лучше принести Богу свою копеечку – пусть она будет даже дороже. Мне думается, человек верующий найдет возможность соблюсти пост. У каждого свой подход. Не знаете, как поступить, – посоветуйтесь с духовником. Возможно, не у всех есть духовники, но каждый может попросить благословение на пост у священника и с ним обсудить все волнующие вопросы.

Если кто-то по состоянию здоровья не может поститься, как положено по Церковному уставу, то пусть постится в той мере, в какой может. Надо только обсудить это с батюшкой. Имея благословение, человек найдет в себе силы поступать правильно. Совершай подвиг по мере сил своих. Не можешь положить 100 поклонов, положи 10, не можешь 10 – положи один с сокрушенным сердцем. Господь видит наше намерение. Если же мы чувствуем, что слукавили перед своей совестью, то должны принести покаяние. Для этого существует Таинство исповеди: мы идем к духовнику и открываем ему свою душу. А Господь милосердием Своим через власть, данную Им духовнику, прощает и разрешает наш грех.

Насколько важны для верующего человека советы духовника во время поста? Порой приходится слышать мнение людей, которые говорят, что и так постятся и регулярно ходят в церковь, а остальное не столь важно…

Это странно слышать. Духовник нужен всегда, не только во время поста. Но во время поста он особенно нужен. Почему? Человек стремится стать лучше, очиститься от грехов, но именно в пост появляются разные неправильные мысли и чувства, которых, возможно, не было раньше. В пост лукавый особенно сильно искушает нас, и мы, некрепкие духом, нередко охотно идем у него на поводу. А когда мы исповедуемся священнику, у нас появляются силы бороться с тем, что в нас есть плохого. В каждом из нас скрываются два человека. Недаром апостол Павел говорил: Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7:15). Укрепляясь Таинством Покаяния и сокрушением, открывая свои мысли духовнику, мы тем самым укрепляем себя.

Кроме того, здесь все взаимосвязано: мы постимся, потому что готовимся к Причастию, соединяемся со Христом через Таинство Причащения, и как же подходить к Причастию без исповеди?

Как часто надо исповедоваться во время Великого поста?

Во время Великого поста люди исповедуются и причащаются чаще, чем в другое время, потому что у них появляется больше духовных сил, и они хотят чаще соединяться со Христом. Насколько часто, это каждый решает для себя сам, советуясь с духовником. Если человек работает, то, как правило, он причащается раз в неделю: в субботу или воскресенье.

Слово «пост» чаще соотносят с ограничениями в питании, но ведь это не только постная еда, но и молитва, богоугодные дела… Что еще человеку необходимо соблюдать во время Великого поста?

Конечно, пост – это не только еда. Верующий должен избегать всего, что отвлекает его от Бога и богоугодной жизни: развлечений, зрелищ, ненужного общения, душевредных бесед. Как писал апостол Павел в Послании к Коринфянам, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Каждый верующий должен сам рассудить, что мешает ему соблюдать пост, ведь речь идет о нашем спасении... Если кто-то нуждается в совете, пусть обратится к духовнику.

По возможности надо воздерживаться от походов в театр, кино, не смотреть сериалы по телевизору. Но, думаю, наши православные всё это и так знают. Следует воздерживаться от дурных привычек. Каждый знает, с чем он борется или должен бороться. Скажем, пытается человек бросить курить. Пусть во время поста он не в силах оставить эту привычку совсем, но пусть уменьшит количество сигарет. Один человек имеет пристрастие к курению, другой – к алкоголю, третий – к телевизору, четвертый – бесконечно разговаривает по телефону.

Время поста лучше посвятить молитве, покаянию, Богу. И вы заметите, что появится больше времени для душеполезных дел. Кстати, есть такой благочестивый обычай: многие верующие за время Великого поста прочитывают всех Евангелистов.

Как же быть, скажем, с днями рождения родных и друзей? Не ходить? Но ведь обижать людей в пост тоже не хочется.

Если верующий человек знает, что на этом празднике он будет вынужден нарушить пост, лучше не ходить. Родные и близкие друзья, если они понимают верующего, простят его. Здесь не может быть никакой обиды. Можно честно сказать: «Друзья, сейчас пост, прийти не могу, но мы обязательно встретимся после поста». А может быть, друзья сделают для вас постный стол и у вас будет с ними благочестивая беседа. Тогда, конечно, можно пойти: и пообщаетесь с близкими по духу людьми, и капустку с постным пирогом покушаете.

Как в Даниловом монастыре отмечают дни Ангела, если они выпадают на Великий пост?

На первом месте у нас богослужение. Если у кого-то день Ангела, то после трапезы возглашается «Многая лета» и имениннику вручают большую просфору. Ну, а подарки – это дело личное. Потом братия, возможно, попьют чай, но скромно.

Владыка, вопрос личный: Вам когда-нибудь приходилось чувствовать, что Вы нарушаете пост или соблюдаете его не в полной мере?

Возможно, это случалось по каким-то обстоятельствам.

И как Вы тогда поступали?

В этом случае необходимо покаяние. Надо исповедаться духовнику и, если он даст епитимию, исполнить ее. Епитимия – это не наказание, а благочестивое напоминание, что я грешен и таким способом пытаюсь исправиться. Это могут быть молитвы, ограничения в еде, поклоны…

То есть внешние проявления покаяния?

Внешнее и внутреннее покаяние взаимосвязаны. Главное, осознать себя грешным пред Богом. Сердце сокрушенное и смиренное Господь не уничижит. Надо говорить себе: «Господи, я грешный и слабый христианин, но Ты меня помилуй, потому что Ты меня создал, Ты ради меня пострадал, Ты ради меня воскрес. Так помоги мне, немощному, вслед за Тобой идти, исполняя Твои заветы в своей жизни».

Беседовал Петр Селинов

Фото: Владимир Ходаков